ГЛАВНАЯ     
   О СХЕМОТЕХНИКЕ   
      УСИЛИТЕЛИ      

      КОНТАКТЫ      

      ДОПОЛНИТЕЛЬНО      






О СХЕМОТЕХНИКЕ









              Здесь приведены наши размышления по поводу сложившейся на сегодняшний день ситуации в области звуковоспроизведения.

             Для начала вспомним те времена, когда слов CD, DAC и тд не существовало, когда еще практически не было интегральных усилителей, а полупроводниковые элементы только-только обрадовали нас своим появлением. Носителями информации в то время были магнитные ленты и грампластинки и всюду царствовали лампы. Надо сказать, что качественные показатели тех устройств (уровень искажений и диапазон воспроизводимых частот) не особенно-то блистали, что справедливо как для источников звука так и для усилителей, хотя субъективное восприятие звука не выявляло особого дефицита. Звук был вполне естественным и натуральным. Что же изменилось сегодня? Появились слова Digital, CD проигрыватели, полупроводниковые усилители мощности и тд. Показатели, определяющие уровень вносимых ими искажений, уменьшились в сотни, а у некоторых и в тысячи раз по сравнению с их предшественниками. А вот субъективное качество звучания не только не улучшилось, а по некоторым параметрам можно сказать стало хуже. Появились слова "транзисторный звук", "цифровой звук".  Использование же цифровых источников звука с ламповыми усилителями возвращает ситуацию в норму. В чем же дело? На основе этого можно сделать вывод:
                    качество звука на 99% зависит от акустики и усилителя мощности(УМ).

           Попробуем разобраться почему же, обладая такими высокими характеристиками, полупроводниковые усилители не звучат?
          Начнем с того, что изначально транзисторы - нелинейные элементы. Начальные участки их входной и выходной характеристик имеют экспоненциальный вид, плюс ко всему их входное и выходное сопротивления наделены реактивными составляющими  гораздо более высокими чем у ламповых приборов. На первый взгляд складывается впечатление, что имея такой набор недостатков из этих элементов, вообще говоря, трудно построить что-либо качественное.
          Единственный способ - использование  отрицательных обратных связей(ООС). Коротко принцип действия состоит в том, что  если искажения, которые вносит усилитель ( несколько транзисторных каскадов) , с  выхода попадут на его же вход  но с обратным знаком, то они вычтутся друг из друга и останется чистый сигнал. Причем чем выше общий коэффициент усиления усилителя, тем от большего количества искажений можно избавиться. Стало все просто  двуполярный источник питания для исключения емкостной связи с нагрузкой, на вход операционник с бешеным коэффициентом усиления и на выход пару каскадов с мощным повторителем и все - усилитель  готов. Другие наоборот идут по пути минимизации дескать "меньше  элементов - меньше искажений" в ущерб линейности и количеству искажений. В основном все разнообразие схемотехники ширпотреба на сегодняшний день заключается в увеличении или уменьшении напряжения питания и установке мощных или не очень транзисторов. Но "Ан нет", сказали уважаемые аудиофилы, характеристики-то высокие - тысячные процента и диапазон большой, а звука-то нет!
Лампа лучше!
               Но шло время и исследования в этой области продолжались. Появилось новое понятие "интермодуляционные искажения" (ИИ), субъективное восприятие которых, гораздо более негативно по сравнению с гармоническими и не линейными искажениями. Суть его состоит в способности усилителя модулировать различные по частоте звуковые сигналы друг другом, проходящие по нему во время воспроизведения. А ведь музыкальный сигнал очень сложен по форме и в его спектре одновременно присутствует достаточно много различных по значению частот. Измерения же коэффициента искажений проводятся в основном на гармонических сигналах определенной частоты, не имеющим ничего общего с реальным звуковым сигналом. При измерениях на нескольких частотах получаются совсем другие результаты.
               И с обратной связью оказалось не так уж все просто, акустика-то  нагрузка комплексная да еще какая - индуктивная. Про ЭДС самоиндукции пришлось вспомнить и оказалось, что эта самая ЭДС попадая в петлю обратной связи дает на входе совершенно новый сигнал, которого в исходном сигнале не было.
              Существует и другая теория о том, что усилители с глубокой отрицательной обратной связью являются источниками напряжения с нулевым выходным сопротивлением, а комплексное сопротивление динамиков особым постоянством не отличается и сильно зависит от температуры и положения катушки в зазоре. Сила же, действующая на диффузор со стороны звуковой катушки, пропорциональна току в ней. Изменение сопротивления влечет за собой изменение  на 10...15%  тока и звукового давления при неизменном приложенном напряжении, создавая интермодуляционные искажения соответствующей величины.
            Надо сказать, что в ламповых усилителях благодаря высокой линейности вакуумных  элементов и малого количества вносимых ими искажений можно не использовать ООС. Общий коэффициент гармонических искажений при этом немного возрастает, но субъективное восприятие качества звучания существенно улучшается. А применение  в выходном каскаде трансформатора и ламп, работающих в режиме усиления по схеме с общим катодом, превращают их в ничто иное как в источник тока не чувствительный к изменениям сопротивления акустики . Этим, кстати с технической точки зрения и можно  объяснить превосходство "лампового звучания" над полупроводниковым, а не некими мифическими преимуществами ламп.

           В последнее время стали создаваться интегральные усилители без общей отрицательной обратной связи. Но при не глубоких местных ООС справиться с нелинейностью транзисторов крайне сложно, так же из-за большого разброса их параметров страдает  симметрия полуволн. Да новые полупроводниковые усилители звучат намного лучше чем их предшественники, но чаще всего обладают специфической окраской звучания на определенных частотах. Встретить подобное схемное решение в интегрированных усилителях или ресиверах продаваемых где-нибудь в М-видео или Техносиле достаточно сложно. Приобрести их можно только в HI-End салонах, а отсутствие ООС должно быть отдельно обозначено в характеристиках, уровень же цен на них составляет от 2500$ за 2-х канальный оконечник. 

           Благодаря  многолетнему опыту создания УМ нам удалось избавиться от всех вышеперечисленных недостатков найдя компромисс между современными технологиями и классическими решениями построения ламповых усилителей 60-х годов. Основными "китами" можно назвать - отсутствие ООС по напряжению, применение MOSFET(Полевых) транзисторов характеристики которых сходны с вакуумными приборами. Подобного схемного решения пока не замечено в зарубежных экземплярах. А субъективные сравнения качества звучания с имевшимися (Mark Levinson, Densen, Gryphon, Primare, Audio Note, End Millenium и т.д.) пока были не в пользу последних.  

           Наши усилители снабжены симметричными (балансными) входами, которые дают возможность озвучивать достаточно большие  помещения, где длина межблочных кабелей может достигать нескольких десятков метров и применение обычных несимметричных соединений не приемлемо. Так же предусмотрена возможность дистанционного управления включением усилителя. 




    КОНТАКТЫ    




По всем вопросам обращайтесь по адресу mwmaudio
2001-2008 MWM Audio.
Сайт создан в системе uCoz